Дистанционное образование

Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.

Дистанционное обучение – это взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и ст. 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ в нашем образовательном учреждении используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства обучения, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, сформирована достаточная информационно-образовательная среда, которая позволяет обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе и в рамках дистанционного обучения.

Федеральные документы

Письмо Минпросвещения России от 25.03.2020 № ГД-65/03 "О направлении методических рекомендаций о проведении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и присмотр и уход за детьми, любой формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями необходимых мероприятий, направленных на снижение рисков распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе об организации медицинского осмотра детей при функционировании указанных образовательных организаций в режиме свободного посещения"

Региональные документы

Формы и методы дистанционной работы с дошкольниками

В дошкольном образовании реализовать формат онлайн-общения педагогов с детьми, с одной стороны, сложнее, с другой стороны, имеется больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагога. Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также, находясь дома, получать и выполнять задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключение ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.

Особенности дистанционного обучения дошкольников

  • Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний.
  • Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста

  • Возможность установления оптимального режима обучения с учетом особенностей ребенка.
  • Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
  • Возможность контролировать круг общения ребенка.
  • Индивидуальный подход к ребенку, учет его психических и физических особенностей.
  • Ребенок не "привязан" к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
  • Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудиолекции, тесты, задания и т.д.

Недостатки дистанционного обучения дошкольников

  • Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
  • Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
  • Не все имеют возможность получения дистанционного обучения в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
  • Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства.
  • Ввиду особенностей дистанционного обучения детям приходится много времени проводить за компьютером.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это, в свою очередь, способствует:

  • индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
  • повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер не как игрушку, а как средство для получения знаний);
  • поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).

Примеры различных форм дистанционной работы педагога

  1. Создание "группы" на платформе Zoom (проведение онлайн-занятий 2-3 раза в неделю по 15-20 минут).
  2. Аудиозапись "Сказки воспитателя" (воспитатель записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям, как обычно делается перед дневным сном в детском саду, что оказывает благоприятное психологическое воздействие на ребенка).
  3. Создание аудиозанятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания.
  4. Работа воспитателя с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по различным темам (по результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео воспитатель составляет коллажи и небольшие видеоролики).
  5. Запись воспитателем видео мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком дома ("Пластилинография", "ИЗО", "Проведение опытов" и т.д.)
  6. Подбор для детей и родителей мероприятий посредством интернет-ресурсов (интерактивные экскурсии по музеям города, детские онлайн-спектакли и т.п.)

Обратная связь

Перед отправкой формы, ознакомьтесь, пожалуйста, с Политикой обработки и хранения персональных данных

Версия для
слабовидящих